В этой статье мы собрали истории успешных бизнесменов России, которые делятся опытом о том, как они открывали бизнес. Опыт, связанный с помещениями, изложен в формате интервью, где предприниматели отвечают на вопросы и рассказывают о том, какие концепции для себя рассматривают, какие ошибки совершали и как порой они оказывались полезным уроками и выводили их дело на новый уровень развития.
Собрано из подкастов с блога websarafan .ru.
Полную версию можно послушать по ссылке
https://blog.websarafan.ru/2018/06/19/kibkalo/
https://blog.websarafan.ru/2019/06/21/170-sergej-abdulmanov/
#129 Дмитрий Кибкало «Мосигра».
Что делать, если продукт, который ты создал, не берут магазины? Списать по графе «убытки» и заняться чем-нибудь другим?
Дмитрий Кибкало поступил иначе. Он открыл свой интернет-магазин. Так зародилась крупнейшая в России сеть магазинов настольных игр «Мосигра». Тогда в 2008 году Дмитрий ничего не смыслил в предпринимательстве, а теперь с помощью опытных людей, отраслевых ресурсов и бизнес-книг создал сеть из 72 магазинов. Сеть начиналась как интернет-магазин, теперь она лидер в своей нише с долей 12% на рынке, продала десятки франшиз, ее годовая выручка составляет 747 млн рублей, а выручка партнеров по франчайзингу 232 миллиона! Дмитрий сумел сделать то, что не удавалось раньше никому в России – прибыльный бизнес на настольных играх.
-Расскажи про ошибки, которые в моменте показались тебе страшными, а со временем ты решил: «Хорошо, что они со мной случились»?
-Я ко всем ошибкам отношусь как к платному обучению. Например, мы с партнером в свое время решили с размахом выйти в регионы. Мы собрали крепкую, очень крутую команду. Мы подумали: «Вот, у нас в Москве же все получалось. Сейчас мы как «вжарим» и все получится. Как реальные пацаны заходят в регионы». (смеется). Мы решили открыть сразу 10 (!) магазинов. Из них сейчас или 1 или ни одного не работают, точно не помню. Т.е. размер фиаско можно себе представить. Но с другой стороны мы многому научились. В тех же городах мы закрепились, но в других местах, по другим ставкам арендным, другие люди работают. Конечно, это ошибка была очень дорогой…
-Почему не получилось? Они сразу все закрылись?
-Нет, мы же люди упертые. Мы долго пытались доказать всем и себе самим, что мы все делаем правильно, хотя в конце концов мы поняли, что проще всего было зафиксировать убыток и закрыть. На самом деле это моя ошибка, я переоценил возможности регионов и слишком оптимистично смотрел на вещи.
-А сейчас вы есть в этих городах? Что изменилось?
-Да, сейчас есть. Мы раньше заходили с московскими замашками, а теперь с региональными.
-В чем отличие?
-Например, ставки по аренде. Я раньше думал так: «Цены же одинаковые во всех магазинах. Значит и выручки будут сопоставимые в разных магазинах. Ну, примерно». Но оказалось, что они совсем не сопоставимые, они отличаются кратно, и соответственно также кратно должны отличаться и операционные расходы. Должна быть существенно ниже аренда. А мы сначала «полезли»: «А! Сколько там у вас? Да, ладно, конечно. Поехали!». Идея такая: при построении финансовой модели необходимо прогнозировать какой-то процент операционных издержек, а для начала научиться адекватно прогнозировать выручки. Операционные издержки должны укладываться в определенный процент, заранее запланированный. Под страхом смертной казни нельзя перешагивать через этот предел, потому что, иначе ты сначала «съедаешь» всю прибыль, которая была запланирована, а потом, когда прибыль «съел», начинаешь работать в убыток. Даже если очень нравится место или человек, с которым очень хочется поработать, если это не укладывается в финансовую модель, ответ «нет».
Подкаст #170 Сергей Абдульманов. Мосигра.
Сергей Абдульманов — директор по маркетингу сети магазинов настольных игр «Мосигра».
- Рассажите о том, как вы начинали.
- Первый год не выходили в розницу. Была точка самовывоза. Мы удовлятворяли спрос сети (интернет). Люди приезжали за одной коробкой, а в итоге покупали несколько. С того момента, у нас появились открытые коробки и люди начали играть у нас в магазинах. Это помогало увеличить чек.
Потом появилась Белорусская (улица) 12 квадратов. Сначала было всего 6 квадратных метров. С типографией пополам делили, после появилась Товарищеский (проспект), к нам присоединились еще люди в команду. И так постепенно мы двигались вперед. Необходимо было привозить больше игр, увеличился спрос. Появилась потребность делать больше точек, потому что людям было удобнее вывозить из разных мест.
-Как вы перешли от точек самовывоза к вашим полноценным магазинам, которые по факту являются презентацией?
-Мы открыли Таганскую (улица), которая зарабатывала от потока, т.е. люди заходили и смотрели. Мы поставили мягких медведей на входе и вывеску «Игры и Подарки», теперь люди понимали, что тут есть и то, и другое. Далее мы поняли, что нужно закрывать точки и открывать магазин там, где поток есть. Сначала закрыли кольцо, потом края веток, где живут люди. Соответственно с каждым шагом, с каждым открытым магазином, мы что-то узнавали про модель и постоянно ее улучшали. Для нас первым рывком стал тот момент, когда у нас стало три магазина и мы поняли, что нам нужен склад. Потом нечеловечески «хапнули» косяков с логистикой… Спустя время настроили все правильно. Относительно. (смеется). Далее мы начали настраивать логистику между городами.
-Объясни про логистику?
-Смотри: когда у тебя один магазин, склад, понятно, в самом магазине. Когда у тебя два магазина, склад в одном, возишь в другой. А когда у тебя три магазина, начинают возникать проблемы. И логичным решением будет сделать отдельный склад. Тогда возникает задача - как показать наличие везде в реальном времени…