Сухая терминология.
ТЦ, ТРЦ, ТРК или Торговый Центр (нем. Einkaufszentrum, галерея, пассаж, торгово-развлекательный комплекс, молл) — группа предприятий торговли, управляемых как единое целое и находящихся в одном здании или комплексе зданий.
Стрит-ритейл (англ. Street-Retail - уличная торговля) - разновидность торговой недвижимости, представляющая собой торговые помещения, расположенные на первых этажах зданий, имеющие отдельный вход и собственные витрины.
Основные положения.
Стрит-ритейл существует на земле с глубокой древности. С появлением городов появилась и торговля, а с появлением торговли начали появляться и торговые лавки. Как правило, они находились в центре города, что, в свою очередь, было престижным, но влияло и на цену аренды земли.
Дороговизна и престиж и по сей день остались свойствами, которые присущи стрит-ритейлу. Но на сегодняшний день ему появилась серьезная альтернатива - торговые и торгово-развлекательные центры.
Стрит-ритейл. Хорошо и плохо.
Бренды, следящие за своим имиджем и не желающие изменять формату, обычно стараются выделиться и не хотят вписываться в чью-то чужую концепцию. Поэтому их стремление занимать отдельные и автономные торговые площади вполне объяснимо. Стрит-ритейл позволяет в полной мере следовать этому принципу.
Привязка магазина к определенному месту дает возможность бренду уникализировать свой стиль.
Таким образом, магазин, открытый в формате стрит-ритейл, будет уже сам по себе являться рекламой для всей торговой марки. И не важно, зашел потребитель в открывшийся магазин или нет, ведь в этом случае даже обычный прохожий, обратив внимание на вывеску имя торговой марки, определенным образом запечатлеет в своей памяти информацию о бренде, что является несомненным плюсом для собственника.Кроме того, формат стрит-ритейл, практически неподвластен кризису. В этом сегменте спрос всегда превышает предложение и открыв свой магазин на улице с высокой людской проходимостью, собственнику крайне сложно остаться "без штанов".
Что же касается минусов формата стрит-ритейл, то они, конечно, тоже имеются. В первую очередь - это сильная зависимость от проходимости улицы. Открывать такие магазины следует только в бойком месте где-нибудь в центре города, либо же найти способ повышать посещаемость другими способами, например, сильной рекламной кампанией, что, в свою очередь, требует значительных затрат. Также, стрит-ритейл - это довольно дорогой формат. Цены на действительно хорошие места высоки и, надо сказать, что большинство из них уже заняты и их собственники вряд ли захотят так просто лишиться своих активов. Кроме того, открытие отдельного магазина сопряжено и с некоторыми другими сложностями. Это и постоянные хлопоты о благоустройстве, и визиты СЭС и прочих государственных служб надзора, а также, стоит сказать, что собственник такого магазина менее застрахован от актов вандализма.
Но даже учитывая все недостатки формата стрит-ритейл, его достоинства при грамотном использовании с лихвой их перекрывают.
ТРЦ или ТЦ. Все за и против.
Торговые центры удобны как для покупателя, так и для владельца торгового бизнеса. Решив арендовать площадь в ТЦ, собственник избавит себя от многих сопутствующих хлопот и затрат. Следует начать с того, что арендовать помещение в ТЦ выходит многим дешевле, чем аренда помещения в формате стрит-ритейл. Кроме того, вся ответственность за охрану, внутренне устройство, внешний вид, административные проблемы и прочее, прочее, прочее будет лежать на плечах ТЦ, а не арендатора.
Помимо этого, не нужно забывать и о том, что ТЦ - это бренд. Бренд, ведущий собственную рекламную кампанию не только для своих арендаторов, но и для потребителей, что, в свою очередь, увеличивает посещаемость торгового центра, а соответственно и арендаторов. И ведь с каждым днем потребитель все больше предпочитает посещать не отдельно стоящие магазины, а именно торговые центры, дающие огромный выбор торговых марок на любой вкус.
Итак, торговый центр можно сравнить со всемогущим Атлантом, который держит на своих могучих плечах целую планету разношерстных брендов и торговых марок. Этот Титан заботится о своих арендаторах и старается всеми силами сделать их жизнь комфортнее и выгоднее - КАЖДОГО из них.. И вот тут то кроется одна, но очень серьезная проблема - конкуренция буквально по соседству. Ведь собрав на одном этаже 10 магазинов, продающих спортивную одежду, ТЦ буквально провоцирует своих арендаторов на жестокую конкурентную борьбу, которую далеко не все способны достойно выдержать. А если еще учитывать, что для ТЦ есть такое понятие, как "якорные арендаторы", то вопрос конкуренции становится еще более актуален и для многих менее решаем. Уточним, что "якорный арендатор" - это уже состоявшийся и известный бренд, то есть крупная компания, давно существующая на рынке и наработавшая своих клиентов. И такие "якорные арендаторы" занимают ТЦ обычно около 50-60% всех торговых площадей.
Зачастую, крупные федеральные игроки зайдя в торговый центр требуют, чтоб не было пересечения товарных групп с другими арендаторами. Именно поэтому во многих ТЦ не встретишь два крупных магазина бытовой техники и т.п. Хотя существуют крупные ТРЦ, которые могут себе позволить не принимать такие условия арендаторов.
Итак, добро пожаловать на арену. ТРЦ vs Стрит-ритейл.
Здесь мы сухо и сжато подытожим все За и Против относительно ТРЦ и Стрит-ритейла и добавим еще некоторые моменты. Итак, мы имеем следующий список:
Стрит-ритейл. За:
- Поддержание уникальности своего бренда.
- Инвестирование в торговое помещение при покупке оного, а не аренда.
- Наработка "своего" потребителя.
- Хорошая доходность при грамотном подходе.
- Большая посещаемость при верном выборе места.
- Неподвластность кризису.
Стрит-ритейл. Против:
- Дорогие арендные ставки и цены при покупке недвижимости.
- Сильная зависимость от профессионализма владельца бизнеса.
- Сильная зависимость от места.
- "Набор" сопутствующих хлопот, таких как СЭС, Пожнадзор, уборка, охрана и прочее (даже при аренде помещения).
ТРЦ. За:
- Все хлопоты по благоустройству, уборке, безопасности и прочим мелким нюансам ТРЦ берет на себя.
- ТРЦ сам по себе бренд и его арендаторы рекламируются вместе с ним.
- Вполне приемлемые арендные ставки.
- Большая посещаемость.
ТРЦ. Против:
- Очень серьезная конкуренция.
- Около 50% якорных арендаторов, находящихся вне конкуренции.
- Отсутствие возможности выкупа помещения.
- Действия управляющей компании (ведение заявленной концепции или ее изменение) не всегда могут идти на пользу именно Вам.
На этом, пожалуй, все.
Так кто же победил? ТРЦ или Стрит-ритейл? Здесь, как и положено, все зависит от целей собственника торгового бизнеса. Если нет возможности вкладывать большие деньги в стрит-ртейл, то тогда выбор падет в сторону ТРЦ. Если собственнику важно выделить свой бренд в череде прочих и наработать "своего" потребителя, то стоит выбрать стрит-ритейл. В общем, на каждое "если", приходится определенное "то" и выбор зависит от возможностей и целей собственника.